Интервью с Хадичой Орзибековой, дочерью известного литературоведа, доктора филологических наук, профессора, умелого тренера, доброго педагога Рахмонкула Орзибекова, старшего преподавателя юридического факультета Самаркандского государственного университета

       - Какова основная причина, по которой вы стали юристом?

     - Я хорошо училась в школе. Я закончила школу с золотой медалью. В том же году на историческом факультете была открыта юридическая кафедра. Вот почему я начала обучаться этому. Мои учителя рекомендовали мне продолжить учебу, потому что я получила отличные оценки в университете. Таким образом, я продолжила свою работу на юридическом факультете. Позже я работала в адвокатуре, областной администрации, судебных органах. После выхода на пенсию мне снова предложили преподавать в только что созданной юридической школе. Таким образом, моя работа в СамГУ продолжается.

     Думаю, моя любовь к науке передалась от отца. Мой отец также заставил меня выбрать область права. Когда я была маленькой, когда я спросила отца, почему он назвал меня Хадича, он сказал, что люди с именем Хадича занимают место в обществе, возглавляют женщин, и привел в пример Хадичу Сулаймонову, получившую ученую степень в области права. Вскоре после этого случая мой отец уехал в Ташкент. На обратном пути мне принесли книгу. Если посмотреть, то это книга под названием «Академическая Хадича», посвященная жизненному пути Хадичи Сулаймановой. Потом я внимательно прочитал книгу. Знакомясь с жизненным путем ученого, ее любовью к области юриспруденции, читая о том, что она испытал на этом пути, я также прониклась особым интересом к этой области.

     В семье три девочки и два мальчика. Мой брат, Улугбек Орзибеков, кандидат физико-математических наук, мой второй брат окончил факультет химии. Мои сестры Мехринисо и Гулинисо работают в сфере государственного образования. Мои родители воспитали этих пятерых детей, хорошо их воспитали и вырастили полезными для общества людьми. Они были очень добры к нам. Мой отец не был строгим отцом. Нас никогда не обыскивали и не ограничивали в чем-либо. Все, чего я добилась в своей жизни, — благодаря моему отцу.

     Поскольку мой отец был человеком науки, в наш дом часто приходили крупные ученые и академики. Вахид Абдуллаев, Ботир Валиходжаев, Суйима Ганиева, Муслихиддин Мухиддинов, Рахматилла Конгуров, Суюн Каримов часто приезжали и проводили время с моим отцом на научных собраниях. Гайбулла Ас-Салам был близким другом моего отца. Мы до сих пор ходим друг другу в гости.

  Мой отец занимал почетное место в сообществе ученых. Это были люди с открытой душой в делах. Он всегда старался помочь коллегам, соседям, знакомым, даже незнакомцам. Он никогда не ждал ответа на свои добрые дела. Он забывал свою помощь там, где он ее оказал. Поэтому он был любимым учителем учеников. Я никогда не слышала, чтобы он громко с кем-то разговаривал. Речь у него была беглая, фразы красивые, голос был характерен для искусного оратора, он был вежлив, он был семейным человеком.

     Отец старался со всеми иметь хорошие отношения, относился к ученикам как к родным детям. Были времена, когда мой отец злился на своих учеников. Было много работы. Я не помню, чтобы он был бездела. На столе в его кабинете всегда стояли стопки книг.. Он любил свою работу. Книги были языком души. Когда  он ехал в Ташкент, то обязательно привозил кучу книг для нас, для его близких учеников и друзей...

     Мой сын, Шароф Худойбердиев, выпускник биологического факультета Самаркандского государственного университета, в настоящее время работает старшим научным сотрудником в Марбургском университете в Германии. В моем сыне я вижу отцовскую любовь и страсть к науке. Мой сын учился в турецком лицее. В то время в Самарканде был турецкий лицей. Во время учебы в этом вузе он участвовал в международной олимпиаде и завоевал бронзовую медаль. Будучи студентом, он выиграл Президентскую стипендию. Я никогда не заставляла своего сына учиться. Когда он поступил в лицей, он совсем не знал английского языка. Когда мы попытались давать ему дополнительные уроки английского языка, чтобы у него не возникало затруднений с некоторыми предметами, преподаваемыми на английском языке, он сказал: «Нет, я сам выучу», и за короткое время выучил иностранный язык. В то время мой отец увидел его усердие и сказал: «С таким умом и знаниями твой сын будет очень большим человеком». По предсказанию и благословению своего деда мой сын добивается успехов в занятиях наукой, чему многие завидуют, и более или менее приносит пользу нашему народу.

  - Занятия наукой определенно занимают много времени...

Невозможно все время одинаково вести науку, работу и семью, уделять им всем одинаковое время. Отец большую часть времени посвящал работе и науке. Поэтому семейные дела в семье больше лежали на маминых плечах. За каждым героическим мужчиной стоит женщина, благодаря которой он достиг уровня героизма. Успех человека в жизни, хорошие и плохие времена, которые выпадают на его пути с терпением и успехом, также зависят от его спутника жизни. Моя мама тоже сыграла большую роль в становлении моего отца таким человеком. Моя мама тоже из Оша. Я думаю, что судьба нашей семьи связана с Самаркандом.

     В 1945-47 годах мой отец, несмотря на свой юный возраст, работал секретарем и помощником главного бухгалтера в управлении колхоза. В 1951 году он приехал в Самарканд и поступил на филологический факультет Самаркандского государственного университета. Они попали в поле зрения Вахида Абдуллаева еще во время учебы в университете и остались здесь, чтобы продолжить свою научную работу. Таким образом, молодая семья переехала в Самарканд. После приезда в Самарканд мама тоже поступила на филологический факультет. Таким образом, наша судьба связана с Самаркандом.

     Мой отец сначала начал трудовую деятельность в Самаркандском государственном университете ассистентом, затем работал старшим преподавателем, доцентом, а с 1984 года профессором. В конце 60-х годов стали серьезно заниматься историей узбекской классической литературы, затрагивая редко изучаемые в узбекской литературе темы. Кроме того, отец в совершенстве владел персидским и арабским языками и мог работать непосредственно с древними рукописями.

     - Насколько на вашу жизнь повлияло имя дочери Рахмонкула Орзибекова?

     Имя дочери Рахмонкула Орзибекова всегда поддерживало меня в любой ситуации. Куда бы я не пошла, как только слышат мою семью, сразу узнают меня и вспоминают моего отца.

     За свою карьеру я некоторое время работала судьей. Эта профессия очень ответственная профессия. В этой работе важно быть справедливым, давать правильную и беспристрастную оценку ситуации со стороны закона. В то время, когда мы говорили о моей работе с отцом, он сказал: «Дочь, твоя работа — очень ответственная профессия. Всегда старайся быть справедливой. Часто говорили: «Давай правильную оценку ситуации».

     Я всю жизнь старалась быть достойной имени дочери Рахмонкула Орзибекова. Быть дочерью известного человека непросто, ответственность тяжела. Честно говоря, я не имел права на ошибку.

     - Думаю, мне удалось в какой-то мере это оправдать. Если человек оставляет после себя добрую память, много научных трудов, ученых-студентов, детей и внуков, то считается, что его жизнь была счастливой и значимой. Благослови господь душу отца моего, да благоденствует он в дальнейшем, да обретет он счастье в вечном мире. О них  светлые воспоминания всегда в нашей памяти...

Беседа Ироды Бекмуродовой 
Сотрудницы информационной службы
Самаркандского государственного университета.