Время лечит все, говорят они. Когда человек умирает, боль от потери близкого человека с годами уменьшается. И для некоторых, когда ребенок становится старше, он или она перерастают это. Но есть люди, у которых тоска по смерти не забывается, а углубляется и углубляется день ото дня. Отсутствие этого человека, между нами, всегда ощущается. Одним из таких преподавателей является профессор Бекмурод Юлдашев, ведущий лингвист, доктор филологических наук.

    Обычно, когда речь идет об образовании, ведутся прямые споры о его качестве и эффективности. Это естественно. Ведь суть образования состоит в том, чтобы обеспечить гармонично развитое поколение, молодежь, которая является решающей силой завтрашнего дня, обладать всесторонними знаниями и интеллектуальным потенциалом для развития нашей страны, на благо нашего народа. Образованный человек воспитывает, он может учить только тогда, когда он образован. Это также верно. Школьники и студенты не интересуются знаниями, они ленивы, большинство из них не может овладеть науками, мы просто обманываем себя равнодушными вопросами. Это ученик или учитель?

    Настоящий учитель любит свою науку, свою страну и своих учеников. Когда мы думаем об этом, то вспоминаем Бекмурода Юлдашева, учителя, который полвека своей жизни посвятил науке о родном языке...

    Правда в том, что самоотверженный, страстный учитель скончался в возрасте 70 лет. Это настоящая потеря для лингвистики. «Один из столпов лингвистики рушится», — сказал один учитель, услышавший холодную новость. Тот человек был прав. Дай Бог здоровья учителю. Не могу не вспомнить один случай с ними. Я еще учился в школе. Как районный победитель ежегодной олимпиады по родному языку и литературе, я три года подряд участвовала в областном этапе в 9-10-11 классах. Мы приехали в Самарканд, чтобы снова участвовать в 11 классе. Как и в предыдущие годы, областную олимпиаду провел профессор Бекмурод Юлдашев в области родного языка и литературы. По итогам двухдневной Олимпиады я заняла почетное первое место. На церемонии награждения преподаватель вручил почетную грамоту и сказал: «Дочь, приезжай в этом году учиться в Самаркандский государственный университет, на факультет узбекской филологии». Я сказала да от радости. Учитель сказал: «Нет, обещай мне». Я пообещала учителю. Хотя моей мечтой было учиться в столице Ташкенте, я не нарушила данное учителю обещание. Я подала документы в Самаркандский государственный университет на факультет узбекской филологии, и, к счастью, мне посчастливилось быть студентом. Я хотела бы описать радости того дня. Я хотела бы увидеть учителя, как только начнутся занятия. Наконец преподаватель вошел в класс. Я хотела, чтобы он как можно скорее поймал мой взгляд, чтобы показать, что я сдержала свое слово. Но преподаватель начал издалека, и всем нам было очень приятно услышать, как они поздравляют нас со студенческим счастьем. Внимательно вслушиваясь в каждое слово, я думала, что такое количество студентов не может меня видеть. Но вдруг он сказал: «Знаете, некоторые из вас — олимпийские чемпионы, некоторые — «знаменитые» ученики (мой учитель часто использовал это слово)». Все смотрели друг на друга и хотели знать, о ком идет речь. Преподаватель по ошибке назвал мое имя и фамилию преподаватель запомнил имя каждого ученика, что является редкой памятью). Он так хорошо отзывался обо мне, что невольно влюбился в него. С того дня я решила держаться за моего преподавателя.

    Каждый из уроков учителя был разным, непохожим друг на друга, а главное, была тишина, чтобы во время урока было слышно муху. Как вы думаете, в чем причина того, что учащиеся остаются сосредоточенными во время урока на этом уровне? Безусловно, большой источник знаний, актерского мастерства, а главное, услышать правду о родном языке, его прошлом, настоящем и будущем, могли бы привлечь внимание каждого студента и выпускника. Это достойный поступок, и на этом все должно закончиться. Если бы таких преданных своему делу учителей было больше, научное образование было бы более развитым. Понятно, что каждый содержательный урок профессора Бекмурода Юлдашева на всю жизнь врезался в память студентов, магистров и преподавателей. Его ученики, которые до сих пор учатся у учителя, до сих пор делятся с ним своими впечатлениями и знаниями.

    Должена сказать, что семья моего учителя тоже образцовая, респектабельная семья в округе. Каждый раз, приезжая к ученому, я восхищаюсь красотой двора, чистотой, запахом цветов и теплой улыбкой моего учителя. Я много раз была свидетелем того, что он был любящим отцом в семье и любимым дедушкой своих внуков. Я никогда не забуду объятий, которые он получил от своих детей. Учитель, пусть твое будущее будет благополучным, и пусть твоя доброта и благородство перейдут моим детям, о Боже.

    Я не хочу вспоминать тот день, когда потеряла своего учителя. Я помню слова моей бабушки: «Надеюсь, если вы хотите, чтобы настроение моего учителя было счастливым, мой совет — продолжайте работать». Я кивнул в знак согласия. По сути, все усилия, намерения и действия учителя должны были способствовать развитию нашего родного языка, узбекского языкознания. Ни дня, ни часа не проходило без вклада в это благородное дело. Слова учителя, не привлекшие внимания аудитории, напоминают ситуацию охотника, который закрывает глаза и стреляет в небо. Цель охотника не стрелять, а целиться в добычу. Для этого слово должно быть подобно стреле, выпущенной в цель. Это требует правильного использования слов при знании их значения. Под конец жизни учитель заставлял нас, учеников, искать непрестанно, словно куда-то торопясь. На первый взгляд они казались суровыми, но превыше всего ценили правду и справедливость. Им нравилось грубить людям, делая вид, что им все равно. Они делали это не потому, что хотели выглядеть хорошо или плохо, а потому, что были очень преданы науке.

    Помню, когда я преподавала компьютерную лингвистику в университете. Учитель не был равнодушен ни к одному из Своих учеников. Идея великого римского оратора Марка Туллия Цицерона «Речь без страсти ничто, а говорящий — никто» может быть положена в основу работы учителя. В процессе раскрытия темы и внедрения ее в сознание учащихся к ним приходит очень мало людей. Они были нищими учителями с огнем в сердце и огнем в руке, спасибо.

    Узбекский герой Абдулла Арипов написал это в одном из своих квартетов.

    Поэта спросили: «Вы счастливый человек?»

    Твои люди знают всех.

    Поэт ответил, у меня есть желание -

    Я хочу, чтобы меня называли учителем.

    Бекмурод Юлдашев любил профессию учителя и гордился тем, что он учитель. Я помню наши студенческие годы. Когда учитель начал урок, все внимание было приковано к уроку. Каждый его урок был похож на литературный сценарий. Особенно в 2004-2005 годах, на курсе базового анализа по компьютерной лингвистике, новичку в лингвистике, мы чувствовали себя так, как будто смотрим актерский театр в исполнении преподавателя. На таких примерах разъяснялась аксиома «ложности», что мы могли любоваться тембром голоса, который можно шлифовать по-разному. У него был уникальный способ поместить тему в наши умы. Он был известен как педагог, овладевший коммуникативными компетенциями и умевший применять их на практике.

    Есть учителя, которые производят впечатление, что час в классе равен одному дню, и есть учителя, которые не знают, сколько вы слушаете их лекций или как проходит время. Похоже, Бекмурод Юлдашев был не учителем, а врачом, начавшим лечение в классе. Это характеристика преданных своему делу учителей, которые любят свой предмет и любят свою профессию.

    Учитель не забыл, что знания и умения, умения и компетенции воспитателя влияют на умы и мышление следующего поколения – нашей молодежи, будущего нашей страны. Самосовершенствование начинается с работы над словом, что является критерием, определяющим искусство ораторского искусства, культуру проповеди, словом, мастерство учителя. На самом деле профессор Бекмурод Юлдашев навсегда останется в нашей памяти как такой целеустремленный, любознательный педагог и ученый-энциклопедист.

    Да благословит Господь всех наших великих учителей и сделает будущую жизнь процветающей!

Умида РАШИДОВА,

Самаркандский государственный университет

Заведующая кафедрой дошкольного образования, доцент.