Химия имеет свое место в естественных науках, и преподавание этой науки также требует особой ответственности. По специальности мне довелось побывать на химических факультетах высших учебных заведений Германии, Франции, США, Китая и познакомиться с преподаванием химии. Ниже я хотел бы поделиться соображениями о преподавании химии в этих штатах.

    Одной из наиболее динамично развивающихся стран мира является Китай. Одним из ведущих университетов Китая является Сиамский университет. Наиболее важными аспектами преподавания химии в этом университете можно назвать:

    основные иностранные учебники бакалавриата переведены на китайский язык и используются с максимальной эффективностью;

    для естественных и технических направлений после бакалавриата строго требуется знание английского языка для 2-летнего курса магистратуры (не менее 10 000 слов);

    возможен перевод сразу на бакалавриат без обучения в магистратуре, срок обучения 4 года;

    сдача экзаменов студентами считается очень серьезной, и они часто готовятся в классных комнатах до 23:59 в кампусе;

    Одним из ведущих университетов Германии является Лейпцигский университет. В нем также есть особенность преподавания химии, и они заключаются в следующем:

    начиная с бакалавриата, будут эффективно использоваться самые основные зарубежные учебники, изданные на английском языке;

    к оценке знаний учащихся предъявляется строгое требование, т.е. чтобы получить отличную оценку, студент должен показать результат выше 90%;

    проверка знаний учащихся проводится на основе количества ключевых слов. То есть, чтобы получить высокий результат, необходимо использовать в ответе на экзамен максимум ключевых слов;

    вес теоретических занятий в преподавании химии намного больше, чем практических и лабораторных занятий;

    в университете стараются проводить занятия на английском языке, рейтинг которых самый высокий.

    Еще одна страна в Европе Лилль – Франция: основными аспектами преподавания химии в университете науки и техники можно считать:

    самые основные иностранные учебники на бакалавриате переведены на французский язык и используются наиболее эффективно (потому что из истории они конкурируют с английским);

    при оценке знаний учащихся упор делается на свободное мышление студента, а для получения отличной оценки достаточно показать результат выше 75%;

    при преподавании химии наряду с теоретической подготовкой большое внимание уделяется лабораторной работе.

    Во время моего пребывания в Техасском университете A&M в Соединенных Штатах я стал свидетелем следующих важных аспектов преподавания химии:

    онлайн-платформа, такая как BlackboardTM, ConnectTM, широко используется для обучения студентов, и их знания также оцениваются непосредственно в интернете;

    перед каждым контрольным (промежуточным и итоговым) занятием студентам отводится не менее 1 часа на повторение пройденных тем. То есть каждому предметному силлабусу отводится время на 3 повторных урока;

    фундаментальная химия (неорганическая химия, аналитическая химия, органическая химия и физическая химия) преподается как минимум 2 профессорами, и студенты выбирают того, который им нравится.

    В качестве общей тенденции в вышеназванных университетах целесообразно было бы использовать в университете Узбекистана:

    при переводе должны использоваться проверенные учебники по фундаментальной химии (неорганическая химия, аналитическая химия, органическая химия, физическая химия). Примеры конкретных учебников включают: «Неорганическая химия Аткинса и Шрайвера» или «Неорганическая химия Хаускрофта»; из аналитической химии «Основы аналитической химии» Скуга или «Аналитическая химия» Кристиана; физическая химия из физической химии Аткинса или физической химии Болла; и учебники органической химии Клайдена или органической химии Кляйна по органической химии.

    Для студентов факультативный предмет должен выбирать студент, а не кафедры. Например, студент, назначенный на кафедру, не должен засчитывать все предметы, выбранные кафедрой. Даже если студент прикреплен к одному факультету, он / она также может получить кредит за курс, предлагаемый другим факультетом. Кроме того, название одного факультативного предмета должно быть отдельным для каждого факультета. Однако, если одноименный факультатив имеет практическое значение, если его предлагают все факультеты, студент выберет лучший, и в результате качество может повыситься за счет здоровой конкуренции.

    уроки повторения также должны быть включены в учебный план в качестве темы и эффективно использоваться перед промежуточным и итоговым контролем;

 

Хуршид Тошпулатов,

Доцент Самаркандского государственного университета

кандидат химических наук