Вопрос: Я хорошо учился с детства.  Я теперь обычный гражданский служащий.  Некоторые из моих друзей, которые с трудом закончили школу и колледж, добились больших успехов.  Как это можно объяснить?  Или мне не повезло?

        В 1999 году Джастин Крюгер и Дэвид Дэннинг продвигали феномен Даннинга-Крюгера.  В соответствии с этим феноменом для низкоквалифицированных лиц характерны:
       Ценит их навыки и опыт.
       Неспособность адекватно оценивать уровень навыков и знаний других.  Не понимая, что их знания и опыт низки.
        Это тенденция осознавать, что после обучения или обучения их компетентность не изменилась, но раньше они были неопытными и необразованными.
       Из этого можно сделать следующие выводы:
       Они всегда думают, что они правы, что придает им чувство уверенности в себе.  Они считают себя профессионалами.  Потому что они не могут адекватно сравнивать себя и других.
        Это явление представляет собой психологический парадокс, с которым мы сталкиваемся в своей жизни.  Люди с высоким уровнем опыта, знаний и интеллекта в жизни очень колеблются в плане своих компетенций и способностей, не могут даже приступить к многим видам работы, думая об итогах работы и ее последствиях.
        Люди с низкой квалификацией, с низким интеллектом, считающие себя гениями, уверенно идут вперед и добиваются успеха.
        Даннинг и Крюгер провели экспериментальное исследование этих гипотез со студентами курса психологии Корнельского университета.  За это исследование они получили Шнобелевскую премию по психологии в 2000 году.
        В основе этого явления лежат следующие идеи:
        «Кто знает, тот не говорит, кто говорит, тот не знает» (Лао-Си)
        «Истинное знание — это знание пределов своего невежества» (Конфуций).
        «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).
        «Дурак думает, что он мудр, а мудрец думает, что он глуп».  - Шекспир.

  Мухтасам Сулаймонов
  Самаркандский государственный университет
  Преподаватель психологии и социальных отношений