Президент Шавкат Мирзиёев в своем обращении к парламенту 24 января 2020 года о углубленном изучении наследия джадидов: «В 2020 году, в трудные моменты истории нашего народа, 145 ежегодный День рождения отмечается широко. В общем, нужно глубоко изучать наследие джадидистского движения и наших просвещенных дедов. Чем больше мы будем изучать это духовное сокровище, тем больше мы найдем правильных ответов на многие вопросы, волнующие нас и сегодня. «Чем активнее мы будем продвигать это бесценное богатство, тем больше наш народ, особенно наша молодежь, будет понимать ценность сегодняшней мирной и свободной жизни», — сказал он.

    В самом деле, углубляясь в содержание произведений наших предков, мы видим, что, хотя эти труды издаются уже более ста пятидесяти лет, поднятые в них проблемы остаются актуальными и в наши дни. Неграмотность нации, решение которой искали в прошлом, и проблемы, связанные с женским образованием, до сих пор омрачают развитие общества. В конце 19-начале 20 века в Туркестане сложилась сложная и крайне нестабильная историческая обстановка, угрожавшая судьбе нации. Причины этого заключаются, во-первых, в том, что Российская империя разрушила Туркестан и проводила крайне шовинистическую политику обрусения населения, лишения простого народа его воли, сломления его гордыни с целью укрепления там своей колонизации, а во-вторых , дух сопротивления мирскому познанию и развитию в мусульманском фанатизме, с другой стороны, наш народ потерял свою духовность, права и, прежде всего, свою свободу. В истории человечества приоритетной считается тенденция к полному уничтожению национальной гордости, родного языка, литературы, вековых традиций покоренного народа колониальными странами. Угнетенные люди постепенно привыкают к таким взглядам. В таком политически шатком положении оказалась группа народной интеллигенции, настоящих сынов нации, движение прогрессистов. Преданные соколы народа пытались разбудить родину и позаботиться о ее будущем, хотя их крылья горели. Они объединились под великим именем «джадид» и прошли долгий и трудный путь к духовности, гордости и свободе.

    Литература, отражающая столь сложную ситуацию начала ХХ века, важнее литературы всех других периодов для пробуждения масс, для вывода людей из привычного для них низкого уровня жизни, для размышлений об интересах нации и народа, а узбекский народ видеть среди наций, обладающих научным потенциалом, отличается тем, что выдвигаются идеи. Во всех произведениях наших художников, таких как Кадыри, Фитрат, Чолпон, заложена мысль о том, что просвещение народа проложит путь его цивилизации. Такие художники, как Авлони и Хамза, старались просвещать народ не только своими произведениями, но и заметными практическими действиями (организацией театра, газет, журналов, открытием школ и т. д.). Когда мы читаем каждое их произведение, нас тошнит от темных пятен прошлого, продолжительности трагедий того времени. В частности, если обратить внимание на самовнушение Юсуфбека Хаджи в произведении Абдуллы Кадыри «Прошлое»: «Сбор налогов с тридцати двух монет… Не ждать, пока через неделю… Сопротивление сбору налогов было также дано право повесить виновного, если это будет сочтено целесообразным ... Я не совершил паломничество, предписанное Богом для кровожадности; Передо мной сын, у меня есть совесть, религия, религия, которая попадается, когда я сажаю чужого сына на виселицу. Пусть земля поглотит наших людей. Из-за глупости Азизбека он забыл свои вчерашние притеснения…» — или иначе, — я потратил много своей жизни на покой этой страны и не мог найти для себя никакого удовлетворения, кроме страдания. Я не думаю, что мы можем быть людьми, пока карьеристские, мирские и честолюбивые люди, которые не знают, как достичь союза, которые едят и пьют друг друга в погоне за своими личными интересами, не исчезнут с почвы мира. Туркестан. Если мы будем так ходить и лить воду друг другу на ноги, то русская тирания скоро запачкает своими грязными ногами наш Туркестан, и мы собственными руками сломим шею нашему будущему поколению. Наденем на себя русское иго. Непременно падет Божье проклятие на нас, слепых и глупых отцов, отдающих свое потомство в руки неверным, сын мой! Мы, готовящиеся превратить свой Туркестан в свинарник, закопав священное тело предков, непременно попадем под гнев создателя собак!..» [Кадыри, 2019, стр. 296] Через образ Юсуфбека Хаджи и его речи, подобные приведенным выше, Кадыри, опыт того периода, горе и тихая боль застревают в наших горлах, как яд.

    Профессор Наим Каримов, выражая свои мысли о травмах того времени, затрагивает трагический момент: «В этот период установленный режим подстрекал одного дитя народа к другому, чтобы писать против него воззвания, следить за каждым его шагом. остаться и при необходимости добраться до края бездонной скалы.

    «Divide et impera» «Разделяй и властвуй» — таков был девиз колонизаторов во все времена.

    Царская и шурская власти не были в этом смысле исключением. Наоборот, они, в отличие от других колониальных стран, непрерывно сеяли семена раздора среди народа и непрерывно уничтожали народ, составлявший его ум, совесть, честь и будущее.

    А Набижан Баки так описывает трагедию современной эпохи: «Во времена Катли Ом наша культура, искусство, литература, наука были полностью уничтожены: были убиты видные государственные и общественные деятели, коренные дети узбекского народа., это было выбрано и отсортировано. Жертвам, кажется, все равно!... Кто они были?... Кто они были, ты знаешь?... Абдулла Кадыри был лишь одним из них».

    Если обратить внимание на вышеизложенные мысли и мнения, то националисты, рискующие жизнью и пытавшиеся вывести свой народ из этой отвратительной трясины, были брошены в пекло любыми способами, связаны руки, не касаясь наручников врага, Вечная трагедия людей, которые ценой своей жизни пытались защитить свою жизнь и давали советы своей вере, это когда их враги собственноручно рубили их интеллигенцию. Кому мы доверились?!

    На самом деле при ханах и государевых шурах народ находился в совершенно отсталом и жалком положении, простой народ мучился во дворце окаянных, а потомки, еще не выучившиеся на должности и имущество, продолжали возвыситься до положения царя, и народ был почти в том, что большинство из них неграмотны, что даже грамотные отклонились от правления шуры, что они не стоят на одной стороне, что они бьют себя по венам топор, что грабят сами себя, что нет предела главенствам - они спят во сне беспечности Мы будем свидетелями печальных времен.

    Сквозь образ Отабека в «Минувших днях» тоска и боль людей вдруг царапают наши сердца. Забрасывание клеветническими камнями Отабека, Кутидара и прочих, утопление в трясине конспирации, превращение в невинного виновника, да еще и приговорение к смертной казни, конечно, в то время были необразованностью, учитывая должности, самодурство и угнетение в стране обусловлено превосходством беглости. Главной целью Абдуллы Кадыри было в корне изменить этот отвратительный режим. Образ Узбекоим также имеет особое значение в произведении. Из-за своей гордыни и чрезмерного высокомерия, своей мести роскоши и богатству, она сделала несчастным своего дорогого возлюбленного, и даже довела не только Отабека, но и благополучие его семьи до края обрыва, из-за неполноценности женщины нации, отсутствие у них религиозных и мирских знаний. Хотя прошло более ста лет, она женщина, которая занимает в семье место выше мужа, отказалась от тряпья, довела жизнь своего ребенка до того, что в погоне за своими капризами перевернула ее с ног на голову. ,кто мечтает о жизни как в памфлете. Узбекоим это не пощечина современным тёщам?!

    Махмудходжа Бехбуди сказал: «Я завещаю тебе. Похлопайте по головкам учителей, которые трудятся на пути образования! Поднимите раздор из середины! «Не оставляйте детей Туркестана без знаний» — яркое доказательство идеи современности. Они были настоящими учителями нации. Они спасли нацию от разрушения и бедствия, а своим просвещением и просвещением стали мостом, выведшим народ из духовной бездны.

    Одним словом, персонаж Зеби в произведении Чолпона «Ночь и день», персонажи Мирзо Хамдамбоя, Абдукадирбоя, Махмудхана, Соры, Эшона, Зайнаб, Марьям в произведении Хамзы Хакимзада Ниази «Ядовитая жизнь или жертвы любви», Фитрата «Есть адвокация». Легкий?" через различные образы в его творчестве отражено, насколько большую роль в развитии общества во всех аспектах играет просвещение людей, живущих в этом обществе. Вообще главной целью джадидов было просвещение народа, особенно женщин, воспитывающих нацию.

    Джадиды не только идеологически распространяли основы вышеупомянутой национальной идеологии возвращения утраченной воли, делая молодое поколение знающим, слепо непокоряющимся существующему строю, но и проникали через свои произведения в сердца людей и глубоко занимали место.

    Известно, что в истории человечества тенденция к уничтожению национальной гордости, родного языка и литературы народа считается приоритетной для колониальных стран. Потому что с помощью этих инструментов можно изменить мировоззрение людей.

    Подводя итог, можно сказать, что литература эпохи джадидизма спасла нацию от тьмы, ярко отразив проблемы времени и трагедию нации. Произведения, созданные представителями движения джадидизм, глубоко проникли в сердца наших людей. Важно, что проблемы, отраженные в литературе этого периода, остаются актуальными и сегодня, и чем шире мы пропагандируем и изучаем литературу Нового времени, тем полезнее она в развитии сознания молодежи.

    

Мохигуль Абруева,

Студент Самаркандского государственного университета,

Обладатель государственной стипендии имени Навои.