Студентка филологического факультета Самаркандского государственного университета, обладательница государственной стипендии имени Навои Мухлиса Джалилова проводит научное исследование на тему языковых особенностей творчества Азама Уктама.

    - Поэзия, наполненная человеческой болью, заразительна и трогательна, - говорит Мухлиса Джалилова. - Потому что душа человека очищается не от смеха, а от боли и страданий. Поэты и писатели, которые имеют свой тон в узбекской поэзии, являются бисерами. Среди них один из любимых поэтов нашего народа азам Уктам, который имеет свой трон и место во дворце назм. В стихах поэта есть и горечь, и простота, и особый образ поэта. Следующие его стихи отличаются особой трогательностью.

                                                                                        Yoʻl aniq, qaytish yoʻq.

                                                                                         Men ketdim endi.

                                                                                         Kechgan narsam-jonni oʻylamam hecham.

                                                                                         Bitta maydon kerak-kurashgim keldi:

                                                                                         Toʻshakda yotgulik qilmasin oʻlim!

    Действительно, в этом стихотворении поэта, озаглавленном “Taraddud”, мы глубоко чувствуем ту логику, которая подчеркнута выше, ту болезненность, которая царит в психике лирического героя. Поэтический мир творца трудно представить без его мировоззрения. Причина в том, что домыслы, взгляды каждого творческого человека в целом тесно связаны с его поэтическим миром. И это обстоятельство напрямую влияет на творчество поэта или писателя. Такие черты характера Азама Уктама, как правдивость, решительность, честолюбие, Вера, человечность, не нашли своего отражения и в его стихах.

                                                                                           Tog’lar some’ boʻlib oʻtirishar jim,

                                                                                           Takbir aytgan chog’i guldurab samo.

                                                                                            U yanglig’ munojot qila olur kim,

                                                                                            Yomgʻir bu pichirlab qilingan duo.

    Одним из видов молитвы считается дуа. Когда человек становится беспомощным перед лицом жизненных событий, он не может найти себе опоры, кроме молитвы. В своем стихотворении “Молитва” поэт сравнивает дождь с молитвой, произнесенной шепотом. С простым природным явлением поэт применяет прекрасную аналогию. Поэт использовал в стихотворении слова, принадлежащие к одному слогу, такие как some’, takbir, munojot, duo, что придало стихотворению мелодичность и привлекательность. Как известно, призывать человека быть свободным от пороков — это путь к человеческому пути. В стихотворении под названием «Вопрос» лирический герой напрямую спрашивает людей:

                                                                                               Talpinding, yigʻlading - yelding dunyoga,

                                                                                               Soʻylagil, sen nechun kelding dunyoga,

                                                                                               Buzildi, ayt, nima qilding dunyoga,

                                                                                               Oʻzingni kim deya bilding dunyoga?

 Известно, что в исламе учением, ведущим человека к духовно-нравственному совершенству, является мистицизм, суфизм. Наши предки, творившие на пути суфизма, часто подчеркивали в своих произведениях непостоянство этого мира, его верность никому и его быстротечность.

Азам Уктам, задавая вопросы людям о том, почему они пришли в этот мир, что они сделали для мира, кем они себя считают и какое место они занимают в мире, удивляется тому, что делают люди. На момент расспросов он сам на это даже ответ дает:

                                                                                                 Tilingni tiymaysan-besharm soʻylar,

                                                                                                 Koʻzingni tiymaysan-buzuqka boʻylar,

                                                                                                  Oʻzingni  tiymaysan-nelarni oʻylar,

                                                                                                  Hech jazo yoʻqmikan bunday zinoga?

    Известно, что в Коране эта мирская жизнь описывается как место испытаний для людей. То есть жизнь в этом мире есть средство для достижения счастья в будущей жизни, невозможно достичь счастья, не контролируя язык, глаза и себя. Нечистые действия, ведущие к блуду, неизбежны в этом мире и в мире ином. Поэт еще раз подчеркнул это риторическим вопросом и не оставил места для ответа.

    В стихотворении поэта «Qanoat» господствует вечная и вечная тема — тема любви. Вообще в большинстве своих стихов поэт призывает людей к просвещению, добру, отвращению от зла, терпению, выдержке и терпимости.

                                                                                                 Tanladim sal ogʻirroq yoʻlni,

                                                                                                 Sal yengilroq jon berayin deb.

                                                                                                                  Или:

                                                                                                  Olgʻa qarab yurganim sayin

                                                                                                  Yil yiqilar yilning ustiga.

    В этом стихотворении он выразил философские мысли о том, что этот мир преходящ, труден и труден, выбрав честный путь, и может достичь счастья в этом мире, и выразил красивыми строками, что от человека в жизни остаются только добрые и достойные дела. этот мир. Кроме того, у поэта неповторимый поэтический стиль, и в его творчестве очень много аллюзий. Например, сравнение печи с молящейся старухой, с молодыми людьми, выстраивающими ряды тополей, с женщинами на кукурузном поле обеспечивало музыкальность, фольклорность и беглость речи.

                                                                                                   Tund yel esar,barglar sariq,

                                                                                                    Yoz oʻtmayin kelmoqda kuz.

                                                                                                    Oʻtdi qurmoq davri, endi

                                                                                                    Qalbdin kibr qasrini buz.

    Он плодотворно использовал искусство таланта в поэзии. Глаголы лето-осень в первом Египте и видеть-ломать во втором Египте являются ярким примером таланта. Используя это поэтическое искусство, создатель быстро и легко передал мысль, которую он хотел передать слушателю.

    Подводя итог, можно сказать, что поэт в своих стихах сумел воплотить в своих произведениях свое «я», хотя и мало жил в этом мире. И через это он обеспечивает долговечность как своих, так и своих произведений. Поэт не умер, его слово живо, значит, душа жива. В этом году Азаму Уктаму исполнится шестьдесят два года. Еще он увидит долгую жизнь. Как он сказал, "играй и смейся" и даже больше, пусть будет тысяча!

 

Самаркандский государственный университет

Информационная служба.