Top.Mail.Ru
×
Menu
Close Menu

Tojik filologiyasi va xorijiy sharq tillari

Head of the department

Hamrov Jumakul

    • Reception time: Every day (8:00 -16: 00)

    • Phone number: +99891 5289800

    • Email: Juma.Hamroh@mail.ru

Biography

1962-1963 - A student of one-year teaching course for primary class.

1963-1964 - Teacher of school  № 8 named after Prizhevsky, Norak city, Republic of Tajikistan.

1964-1969 - Student of Samarkand State University.

1969-1970 - Educator of school  № 8 in Samarkand.

1970-1977 - Bibliographer of the Department of Oriental Manuscripts of the Scientific Library of Samarkand State University.

1970-1971 – Was in military service.

1977-2001 - Lecturer at the Department of “Tajik Literature”, Samarkand State University.

2001-2007 - Dean of the Faculty of Tajik Philology, Samarkand State University.

2007-2009 - Head of the Department of “Tajik Literature”, Samarkand State University.

2009-2012 - Acting Dean of the Faculty of Philology of Samarkand State University.

Department of “Tajik Philology and Foreign Oriental Languages”: yesterday and today

The Department of Tajik Language and Literature was established in 1956 as a result of the merger of Maxim Gorky Pedagogical Institute and the Sadriddin Aini Teacher Training Institute with Samarkand State University. Rahim Mukimov, Rahmon Egamberdiev, Mirsafo Atoev, Samariddin Asliddinov, Sadorat Ayubjonova, Talat Abdujabborov, Razzoq Gafforov, Mardon Sharifzoda, Vose Kasimov, Lubat Nazarova began their exemplary work as the first teachers of the department. Later Botirkhon Valikhodjaev, Soleh Halimov, Shavkat Shukurov, Nasriddin Sharofzoda, Rauf Marufiy, Sultan Ibrahimzoda, Abduaziz Zohidov, Ibrahim Gafurov joined the ranks of teachers of the department.

In 1967, the department was managed by Samarkand State Teacher Training Institute and in 1988 by Samarkand State University. After the addition of the Pedagogical Institute to Samarkand State University, the two departments were united. During the activity of the department great teachers, such as Rahim Mukumov, Talat Abdujabborov, Botirkhon Valikhodjaev, Soleh Halimov, Shavkat Shukurov, Sadri Sadiev, Abdusalom Samadov, Hamroqul Berdikulov, Gayrat Rahimkulov worked as the head of the department. For many years, Bakhtiyor Nasriddinzoda, Aziza Yusupova, Huseyn Daliliy, Gafur Mahmudov, Abdunabi Zohidov, Saidjamol Mirjafarov, Abduvahhob Vohidov, Vafo Nazarov, Mukaddas Dadaboev taught students various subjects in the field of philology, i.e. Tajik language and literature, as well as Persian and Arabic languages.

For half a century, the department has been contributing to the development of thousands of high-potential professionals, including scientists, writers, poets, journalists and government officials. If we look at the history of the department, representatives of Tajik literature, such as Mirzo Tursunzade, Jalal Ikromiy, Sotim Ulugzoda, Boqi Rahimzoda, Foteh Niyazi, Loiq Sherali, Ubayd Rajab, Qudbiy Kirom, Gulchehra Sulaymonova, Kamol Nasrullo, Askar Hakim, Gulrukhsor, Farzona, Yusuf Akobirov and others were the dear guests of teachers and students at the department. In addition, scholars of Tajik literature Abdulgani Mirzoev, Bobojon Niyozmuhammadov, Nosirjon Masumi, Rasul Rasul Khodizoda, Kholik Mirzozoda, Abdukodir Maniyazov, Aziz Sharif A.Z. Rosenfeld, G.M. Nalbandian, A. Afsahzod and others gave lectures to students on important issues in the field of Tajik language and literature.

In 2005-2010, the textbooks of Tajik language and literature based on the ideology of independence were created for the pupils of Tajik schools with the initiative of Professor S.Sadiev, associate professors A.Kamarzoda, A.Vakhidov, J.Hamroev, A.Samadov, A.Vakhidov, G.Mahmudov and others, students of Tajik schools studied based on the ideology of independence have been.

During those years, at the initiative of scientists of the department held a number of prestigious international and national scientific conferences, including “The idea of national awakening and new contemplation in educational literature” (2001), “Literary work of Sadriddin Aini” (2003), “Important issues of independence ideology and philology” (2003), “Abdurahmon Jami and Alisher Navoi - an example of our exemplary literary and ancient cooperation” (2004), “The role of Abu Abdullah Rudaki in world literature” (2009).

The Department of Tajik Language and Literature has been operating since September 2021 under the name of the Department of Tajik Philology and Foreign Oriental Languages. The head of the department is the doctor of Philological Sciences, Prof. J. Hamroev. The department has a total of 23 professors and teachers, 8 students of Masters degree and one cabinet manager, 5 doctoral students and independent researchers and 1 senior researcher. Among them are three doctors of sciences, professors, 2 candidates of sciences, 6 doctors of philosophy (PhD), associate professors, 3 teachers. Over the past 3 years, 7 independent scientific researchers and assistants of the department successfully defended their doctoral (PhD) dissertations at a one-time specialized council under the Commission on Higher Attestation of the Republic of Uzbekistan in Philology (Asian and African languages and literature) and they took their PhD Diplomas. Currently, the dissertations of doctoral students and independent researchers and assistants are on the verge of defense. Thus, the continuous increase of the scientific potential of the department is carried out successfully. The department is the only basic higher education institution in the Republic, which specializes in 5120100 - Philology and language teaching (Tajik philology) Bachelor's degree and 5A120102-Linguistics (Tajik linguistics) and 5A120101- Literature Study (Tajik literature) Masters degree. Leading professors and teachers of Tajik language and literature department have been working consistently since independence. Textbooks, manuals, monographs, teaching aids created and being created by the leading professors and teachers of the department are used in practice in related educational institutions of Uzbekistan. In particular, the process of teaching special subjects is currently carried out on the basis of scientific and theoretical literature, electronic textbooks, teaching materials created during the independence. Educational-methodical complexes, methodical instructions, electronic versions of all specialties are created by professors and teachers of the department and stored in separate copies in the information resource center of the faculty.

 

Айни пайтда кафедра профессор-ўқитувчилари томонидан битта Республика миқёсидаги илмий лойиҳа амалга оширилмоқда. Истиқболда кафедра профессор-ўқитувчилари халқаро алоқаларни мустаҳкамлаш, илмий салоҳиятни ошириш, иқтидорли ёшларни рўёбга чиқариш, ёш олимлар билан жиддий тарзда ёндашиш, корпоратив ҳамкорликларни йўлга қўйишни асосий мақсадлари сифатида белгилаб олишган.

 

Science curricula taught at the department

Bachelor:

• Modern Tajik

• Linguistic theory

• History of the Tajik language

• Tajik folklore

• Tajik dialectology

• Oriental (Persian and Arabic) language

• History of Tajik classical literature

• History of world literature

• Literature of the Iranian peoples

• Literary theory

• History of modern Tajik literature

• History of Tajik literary criticism

• Methods of teaching Tajik language and literature

• Sufi literature

• Textual studies and source studies

• Sociolinguistics

• Methodology

• History of Tajik linguistics

 

Masters Degree:

• Classical historical poetics

• Problems of new Tajik literature

• Problems of linguistic theory

• Pragmalinguistics

• Psycholinguistics

• Linguoculturology

• The language and literature of the media

• Etymological problems

• History of literature

• Literary methodology

• Literary process and criticism

Top.Mail.Ru
×
Menu
Close Menu

Тожик филологияси ва хорижий шарқ тиллари

Заведующий кафедрой

Хамров Жумакул

• Время приема: Ежедневно с (8:00 -16:00)

• Номер телефона: +99891 5289800

• Электронная почта: Juma.Hamroh@mail.ru

Биография

1962-1963 гг. - Годичный преподавательский курс для начальных классов

1963-1964 гг. - Учитель школы №8 им. Прижевского, г. Норак, Республики Таджикистан

1964-1969 гг. - Студент Самаркандского Государственного Университета

1969-1970 гг. - Воспитатель школы №8 г. Самарканда

1970-1977 гг. - Библиограф отдела восточных рукописей Научной библиотеки Самаркандского государственного университета

1970-1971 гг. - прохождение военной службы

1977-2001 гг. - Преподаватель кафедры таджикской литературы Самаркандского государственного университета

2001-2007 гг. - Декан факультета таджикской филологии Самаркандского государственного университета

2007-2009 гг. - Заведующий кафедрой таджикской литературы Самаркандского государственного университета

2009-2012 гг. - и.о. декана филологического факультета Самаркандского государственного университета

2012-2016 гг. - Профессор кафедры «Таджикский язык и литература» Самаркандского государственного университета

2016 г. - н.в. заведующий кафедрой таджикской филологии и иностранных восточных языков Самаркандского государственного университета

Кафедра «Таджикской филологии и зарубежных восточных языков»: вчера и сегодня

Кафедра таджикского языка и литературы была создана в 1956 году в результате слияния Педагогического института имени Максима Горького и института подготовки преподавателей имени Садриддина Айни с Самаркандским государственным университетом. Рахим Мукимов, Рахмон Эгамбердиев, Мирсафо Атоев, Самариддин Аслиддинов, Садорат Аюбжонова, Талат Абдужабборов, Раззок Гаффоров, Мардон Шарифзода, Восе Касимов, Любат Назарова начали свою образцовую работу в качестве первых преподавателей кафедры. Позднее к преподавателям кафедры присоединились Ботирхон Валиходжаев, Солех Халимов, Шавкат Шукуров, Насриддин Шарофзода, Рауф Маруфий, Султан Ибрагимзода, Абдуазиз Зохидов, Ибрагим Гафуров.

В 1967 году кафедра пришла в распоряжение Самаркандского государственного педагогического института по подготовки преподавателей, а в 1988 году - Самаркандского государственного университета. После присоединения Педагогического института к Самаркандскому государственному университету кафедры были объединены. За время деятельности кафедры заведующими кафедрой работали великие педагоги, такие как Рахим Мукумов, Талат Абдужабборов, Ботирхон Валиходжаев, Солех Халимов, Шавкат Шукуров, Садри Садиев, Абдусалом Самадов, Хамрокул Бердикулов, Гайрат Рахимкулов. На протяжении многих лет Бахтиёр Насриддинзода, Азиза Юсупова, Гусейн Далили, Гафур Махмудов, Абдунаби Зохидов, Саиджамол Мирджафаров, Абдуваххоб Вохидов, Вафо Назаров, Мукаддас Дадабоев преподавали студентам различные предметы в области филологии, т.е. таджикский язык и литературу, а также персидский и арабский языки.

На протяжении полувека кафедра воспитала тысячи высококвалифицированных специалистов, в том числе ученых, писателей, поэтов, журналистов и государственных деятелей. Если рассматривать историю кафедры, то представители таджикской литературы, такие как Мирзо Турсунзаде, Джалал Икромий, Сотим Улугзода, Боки Рахимзода, Фотех Ниязи, Лоик Шерали, Убайд Раджаб, Кудбий Киром, Гулчехра Сулаймонова, Камол Насрулло, Аскар Хаким, Гулрухсор, Фарзона, Юсуф Акобиров и другие были дорогими гостями преподавателей и студентов на кафедре. Кроме того, исследователи таджикской литературы Абдулгани Мирзоев, Бободжон Ниёзмухаммадов, Носиржон Масуми, Расул Ходизода, Холик Мирзозода, Абдукодир Маниязов, Азиз Шариф А.З. Розенфельд, Г.М. Налбандян, А.Афсахзод и другие прочитали студентам лекции по актуальным вопросам в области таджикского языка и литературы.

В 2005-2010 годах по инициативе профессора С.Садиева, доцентов А.Камарзода, А.Вахидова, Ж.Хамроева, А.А.Самадов, А.Вахидов, Г.Махмудов и др., учащиеся таджикских школ учились на основе идеологии независимости.

В эти годы по инициативе ученых кафедры проведен ряд престижных международных и республиканских научных конференций, в том числе «Идея национального пробуждения и нового осмысления литературе» (2001 г.), «Литературное творчество Садриддина Айни» (2003 г.). ), «Важные вопросы идеологии независимости и филологии» (2003 г.), «Абдурахмон Джами и Алишер Навои – пример нашего образцового литературного и древнего сотрудничества» (2004 г.), «Роль Абу Абдуллы Рудаки в мировой литературе» (2009 г.) .

Кафедра таджикского языка и литературы действует с сентября 2021 года под названием кафедры таджикской филологии и иностранных восточных языков. Заведующий кафедрой – доктор филологических наук, профессор Ж. Хамроев. На кафедре работают 23 профессора и преподавателя, 8 магистрантов и один заведующий кабинетом, 5 докторантов и независимых исследователей и 1 старший научный сотрудник. Среди них 3 доктора наук, профессора, 2 кандидата наук, 6 докторов философских наук, доцентов, 3 преподавателя. За последние 3 года 7 самостоятельных научных сотрудников и ассистентов кафедры успешно защитили докторские (PhD) диссертации на единовременном специализированном совете при Комиссии высшей аттестации Республики Узбекистан по филологии (язык и литература народов Азии и Африки) и получили дипломы докторов наук. В настоящее время на пороге защиты находятся диссертации докторантов и независимых научных сотрудников и ассистентов. Таким образом, постоянное повышение научного потенциала кафедры осуществляется успешно. Кафедра является единственным базовым высшим учебным заведением в республике, специализирующимся по специальностям 5120100 - Филология и обучение языков (таджикский язык) бакалавриат и 5А120102-Лингвистика (таджикское языкознание) и 5А120101-Литературоведение (таджикская литература) степень магистра. Ведущие профессора и преподаватели кафедры таджикского языка и литературы последовательно работают с момента обретения независимости. Учебники, учебные пособия, монографии, учебные пособия, созданные и разрабатываемые ведущими профессорами и преподавателями кафедры, используются на практике в родственных учебных заведениях Узбекистана. В частности, процесс преподавания специальных предметов в настоящее время осуществляется на основе научно-теоретической литературы, электронных учебников, учебно-методических материалов, созданных в годы независимости. Учебно-методические комплексы, методические указания, электронные версии всех специальностей создаются профессорами и преподавателями кафедры и хранятся в отдельных экземплярах в информационно-ресурсном центре факультета.

В настоящее время профессора и преподаватели кафедры реализуют национальный исследовательский проект. В дальнейшем основными задачами кафедры являются укрепление международных связей, повышение научного потенциала, реализация способности молодежи, серьезный подход к молодым ученым, установление корпоративного партнерства.

Учебные программы преподаваемые на кафедре

Бакалавр

• Современный таджикский язык

• Теория языкознания

• История таджикского языка

• Таджикский фольклор

• Таджикская диалектология

• Восточный (персидский и арабский) языки

• История таджикской классической литературы

• История мировой литературы

• Литература иранских народов

• Теория литературы

• История современной таджикской литературы

• История таджикской литературной критики

• Методика преподавания таджикского языка и литературы

• Суфийская литература

• Текстология и источниковедение

• Социолингвистика

• Методология

• История таджикского языкознания

 

Магистратура

• Классическая историческая поэтика

• Проблемы современной таджикской литературы

• Проблемы лингвистической теории

• Прагмалингвистика

• Психолингвистика

• Лингвокультурология

• Язык и литература СМИ

• Этимологические проблемы

• История литературоведение

• Методология литературоведения

• Литературный процесс и критика