Только человечество не слышит и не чувствует ее стонов, криков и мольб...

    - Жизнь человека напрямую связана с природой и животным миром. Мы находимся в контакте с природой от рождения и до конца жизни, - говорит Фазлиддин Халимов, доцент кафедры зоологии Самаркандского государственного университета, кандидат биологических наук. - Стабильность нашей природы во многом определяется разнообразием животного мира. Знания об охране редких, исчезающих видов животных приобретаются прежде всего благодаря науке зоологии.

    Через этот предмет дети узнают о домашних животных. Кроме того, основную часть нашего рациона составляют продукты животного происхождения. Место животных в жизни человека несравнимо.

    Снабжение человечества пищей и одеждой, получение высокого урожая от сельскохозяйственных культур напрямую связано с животным миром.

    Животные имеют большое значение в жизни и деятельности человека. Например, растительноядные животные измельчают растения и их остатки и ускоряют их разложение. Благодаря им накапливаются необходимые растениям минеральные вещества, повышается плодородие почвы.

     Некоторые виды животных вносят большой вклад в защиту поверхности земли и водоемов от загрязнения...

    Среди животных есть некоторые виды, которые в той или иной степени могут оказывать вредное воздействие на организм человека.

     Паразиты вызывают заболевания у детей и взрослых. Это многие простые животные: паразитические амебы, малярийные паразиты, трипоносомы и лейшмании, паразитические черви (глисты), вши и блохи, кровососущие комары и клещи...

     Многие ядовитые животные: скорпионы, паукообразные, змеи и другие также представляют угрозу для жизни человека. Не следует забывать, что наука зоология учит детей, как избежать таких болезней и ядовитых животных.

     Считаясь частью природы, человек постоянно соприкасается с ней. Поэтому всякая наука, изучающая природу, не останется без пользы для человека. Эти мнения свидетельствуют о том, что преподавание зоологии в школах является жизненной необходимостью.

     Я всегда анализирую учебники, выпущенные для школ. Учебник биологии (зоологии) для 7 класса общеобразовательной школы разработан в соответствии с современными требованиями. Однако в полном охвате современных знаний имеются некоторые недостатки. Следует сказать, что в последующие годы звучат предложения по объединению и сокращению биологических наук (ботаники, зоологии, человека и его здоровья) в общеобразовательных школах. Я категорически против таких безосновательных, ненаучных идей.

     Ежегодно мы обучаем школьных учителей современным методам обучения зоологии. На занятиях по зоологии в общеобразовательных школах необходимо больше внимания уделять практическим занятиям, непосредственным наблюдениям за животными и проведению опытов. В связи с этим большое значение имеет организация полевых занятий и экскурсий в зоологические музеи.

     Сегодня Зоологический музей, единственный в Средней Азии, действует при кафедре зоологии Самаркандского государственного университета. В этом музее хранится более 5000 уникальных экспонатов, более 3000 орнитологических ящиков. Наша кафеда имеет энтомологическую коллекцию, содержащую 10 000 видов насекомых и 100 000 экспонатов.

     Иногда я вижу детей, которые обижают животных в социальных сетях. Одна мысль поражает меня, как молния. Ребенок, не проявляющий милосердия к животному, завтра причинит боль людям. Он не пощадит людей. Здесь начинается зло.

     Прежде всего, в семье мы должны учить наших детей быть добрыми к животным. Необходимо формировать навыки кормления животных остатками пищевых продуктов в суровые зимы и жаркое лето, поить в местах дефицита воды.

     Природа не лишена языка. Только человечество не слышит ее стонов и криков. Человечество не чувствует...

Подготовила Ирода БЕКМУРОДОВА
Сотрудница информационной службы
Самаркандского государственного университета,
Фотографии сделаны Шавкатом АКРАМОВЫМ.