Шахрисабз, более известный под своим древним названием - Кеш, был основан при археологических раскопках еще до мусульманского Средневековья, а затем несколько раз поднимался и опускался. Этот город принадлежал семье Амира Темура. Недаром это место называется Шахрисабз: город действительно расположен на зеленой, сочной, райской земле. Раньше его звали Кеш (Каш). В исламский период он был известен как центр науки с почетным статусом «Куббатуль-ильм ва-ль-адаб», т.е. «Купол науки и культуры». Испанские послы, прибывшие на место, где пролилась пупочная кровь магистра Амира Темура (август 1404 г.), описывают его как «Большой город». Крепостные стены и ворота были построены по приказу Амира Темура и под его личным руководством. Длина стены составляла около 5 километров, а тарди представлял собой прямоугольную крепость размером 770 х 1730 метров. Испанские послы внимательно осмотрели здания, связанные с творческой деятельностью Амира Темура. Здания того времени частично утратили свой первоначальный вид и дошли до нас в руинах, некоторые из них были полностью разрушены. Вот почему настоящие сведения Клавихо, видевшего их воочию, имеют особую ценность для истории и практики современной архитектуры.

    Среди архитектурных памятников, построенных в Шахрисабзе, Аксарой имеет особое значение. Конкретные сведения о строительстве Оксароя можно найти в исторических источниках. Согласно сведениям, приведенным Хофизи Абру в «Географии», строительство крепостной стены началось в 780 г. хиджры (1378 г. н.э.) и было завершено за один год. Прямоугольная стена имела ворота со всех четырех сторон. Хафиз Абру пишет в своей работе:

    «Он называется «Шахрисабз», его земля голубая (лужайка) большую часть года, особенно весной, его двор, крыша и улицы зеленые. В Кеше был древний город, но он был разрушен. Хазрат Амир Сахибкиран, да воссияет Господь его славой, восстановил свой шахрбанд в семьсот восьмидесятом году (1378-1379) и завершил его в том же году. Через три года, когда он завоевал город Герат, он разрушил городскую стену Герата и отправил на ней железные ворота в Мовароуннахр, где они были поставлены на место ворот города Кеша. Государство Сахибкиран (Амир Темур) стало очень процветающим в Аюми (город Кеш), где они построили каменные здания. В том числе Дор-ус-Саодат, великолепное здание; Он наделил его богатыми землями, деревнями и административными владениями. Для самого Его Величества построили высокий дворец, и называется он Аксарой, это здание построено из камня; его крыльцо видно с нескольких фарсангов (расстояния). Кроме них, в городе и его окрестностях, принадлежащих городу Кеш, были построены медресе, дома, работы, бассейны.

    По другой информации, когда Амир Темур взял Герат, железные ворота города были установлены со ссылкой на Шахрисабз. Две главные дороги, начинающиеся от ворот, пересекались в центре. Придорожные магазины увеличивались по направлению к центру, а основной рынок находился в центре. Посреди рынка, вероятно, находился Чорсу с куполом, а Чорсу, сохранившийся до наших дней, построен значительно позже и находится на окраине центра. Аксарай, правительственный дворец Амира Темура, был построен на юго-западе Хисара, а напротив него расположены кварталы знати и жрецов. Юго-западная часть города состояла из кварталов ремесленников и горожан. А работы вокруг Хисара — это сады вдоль каналов, соседствующие с виноградниками, и эта радующая глаз зелень показывает, что второе название Кеша - Шахрисабз - было дано не зря. В «Зафарноме» Низамиддина Шами есть сведения о строительстве «Аксарой»:

    «Господин Сарай Мульк, дворяне, и Амирзад Шахрух (младший сын Амира Сахибкирана) имели честь поцеловаться друг с другом и были счастливы видеть родство друг друга. (Его Высочество) гостили в Аксарое Кешского района несколько дней, праздновали свадьбы, провели день в радости и счастье. Живописный сюжет встречается в плиточных покрытиях крайне редко. На фронтонах дворца Темура в Шахрисабзе, Аксарой, есть два изображения льва и жениха, что является чисто символической темой. Помимо изразцов, в отделке Пешток использовалась и резьба по камню, обычно по мрамору.

    Шарафуддин Али Язди пишет в своей «Зафарнаме»:

    "Была ранняя весна. В то же время тот, кто заставляет (природу) цвести своей силой, архитектор и садовник, начавший украшать город, сделал дворцы из розовых кустов, приподнял кончики лавандовых ветвей и украсил их бирюзовыми листьями. ... Сохибкиран установил здесь свой трон с решимостью отдохнуть в приятной и расслабляющей стране Кеш, чьи цветы полны мускуса, а вода имеет вкус роз. Затем он приказал построить крепость Шахрисабз и разделил (работы) между эмирами и народом Лашкара. ...Они заложили фундамент крепости в благоприятный час подходящего прибытия. В городе по указу, который строго соблюдался, построили дворец. В год Сичена (обезьяны на древнетюркском языке), в семьсот восемьдесят первом году (март 1380 г. н.э.), он построил в городе крепость и в спешке достроил ее. И я был в городе Андак, и Инженер Гардун путешествовал по миру в таком юном возрасте, и никогда нигде не видел такого прекрасного города и мечты».

    Здание было настолько высоким и необычайно привлекательным, что даже Гардун, старый инженер, никогда не видел такого красивого здания, несмотря на то что столько лет путешествовал по миру. Название дворца, поднявшегося от земли до неба, называлось «Аксарой». Строительство великолепного комплекса Аксарой, считающегося архитектурным чудом, началось в 1380 году, а осенью 1404 года в этом легендарном и ни с чем не сравнимом дворце продолжились отделочные работы. Здания Аксарой, описание которых представляет собой эпос на языках, со временем были разрушены. Поэтому впечатления, тщательно записанные испанским послом Руи Гонсалесом де Клавихо, остаются документом-свидетельством особой важности для истории архитектуры:

    «Вход во дворец очень длинный, а арка очень высокая. Здесь справа и слева от входа кирпичные арки, отделанные изразцами. Внутри этих аркад есть небольшие комнаты без дверей и плиточных площадок. Пройдя через ворота, видна другая, а за ней большой двор, вымощенный белыми плитами, окруженный роскошно украшенными крыльцами, а посреди двора большой бассейн. Ширина двора около трехсот шагов.

    За Пештоком в головном конце широкого прямоугольного двора было крыльцо с двумя нечетными арками. Собрания служителей галереи и кабинета проходили в больших помещениях с куполами. Между верандами располагался ряд небольших двухместных комнат. Смотровая комната занимала главное место во дворце владельца и отличалась роскошью и роскошью. На вершине красивого, величественного фронтона находится статуя Амира Темура, состоящего из трех царств, в виде Льва и Солнца.

    Посол с восхищением пишет о богато украшенных интерьерах дворца: «Через эту дверь мы входим в галерею: стены украшены золотыми и голубыми изразцами, потолок полностью позолочен. Отсюда послов выводили на верхний этаж. Поскольку все стороны Хонаки позолочены, достаточно подробно рассказать об одной из них».

    Руины двух колонн главного фасада сохранились как свидетельство несравненной славы Аксарай в прошлом. Он привлекает внимание фронтонной аркой шириной 22 метра, башнеобразными башнями с обеих сторон и своей даханой. Верхняя часть Пештока не сохранилась. Там же чрезвычайно важное значение имели изразцовые украшения с изображением трех кругов — Солнца и Льва.

    Захириддин Бабур, влюбившийся в Пештока, сказал: «В этом мире мало почитают. Он сказал: «Это больше, чем смерть Кисро». Действительно, такого величественного здания в архитектуре Средней Азии еще не было. Оксарой остается образцом неисчерпаемого таланта и архитектурного поиска как высочайшей вершины творчества национальных зодчих в архитектуре Средней Азии.

    На изображениях жилой архитектуры видно, что дома зажиточных дворов разделены на мужскую и женскую части. Образ дворцов отличается размахом строительства и роскошью убранства. Дворцы были не только местом, где жили члены правящей семьи или знати, но и местом проведения торжественных приемов. Своей роскошью он отражал положение правителя. Все это ставило перед архитекторами совсем другие задачи, даже для домов богатых, по сравнению со строительством обычных домов.

    Дворцы также были двух типов. Первый в основном предназначен для административных и политических задач и строится внутри крепости или стены. Вторым были резиденции за городом, окруженные садами. Здесь тоже устраивались торжественные приемы, но нередко устраивались и простые вечеринки, где правитель в свободное время наслаждался радостями жизни.

    Темур построил первый дворец в Шахрисабзе и прославился как Аксарой. Кратко описывая его официальное назначение в исторических источниках, Темурбек построил в Кеше великолепное здание, огромное крыльцо для заседаний своего кабинета, место для собрания кабинета беков с кабинет таджибеков.Он пишет, что соорудил два небольших крыльца с левой стороны, а с одной стороны здания оставил более мелкие полки для абитуриентов. В народе сложились легенды об истории строительства Аксароя. Одна из них рассказывает историю архитектора, построившего Пештогский купол. Несмотря на то, что Тимур торопил его, хозяин однажды исчез, повесив на крыльце длинную цепь. Темур рассердился, но после поисков не смог найти мастера, а другие мастера не решились взять на себя эту непростую задачу. Через два года вдруг сам мастер предстал перед Темуром, рассерженный, и сказал: «Посмотри, Олампанох: когда я уходил, конец цепи касался моей головы, а теперь опустился мне ниже плеч. Фундамент Пештака – ккан, и теперь я могу восстановить купол, иначе он треснул бы, а потом рухнул». Темур сменил гнев на изящество, дошел до конца строительства, и мастер был вознагражден. Следует отметить, что это легенда и под ней нет исторической основы, то есть сведения об этом событии не встречаются ни в одном произведении того периода.

    Со временем были разрушены и другие части дворца, кроме фундамента крыши. В некоторых произведениях приводятся факты того, что в XVI веке правитель Бухары Абдулла-хан II приказал снести дворец, чтобы стереть из памяти народа деяния Темура. На наш взгляд, в этих взглядах есть и неопределенность. На наш взгляд, Абдулла-хан II сделал это не для того, чтобы стереть из памяти народа деяния Амира Темура, а потому, что не хотел, чтобы кто-то еще попал в такое же положение. Потому что Аксарай очень красив, а Абдулла-хан, знакомый с красотой, попадет в плен к врагу. Однако дело в том, что часть, соединяющая две части Аксароя, сломана. Позже при раскопках, проведенных в задней части форта, были обнаружены остатки настенной отделки, часть двора с кирпичной кладкой и восьмигранная яма для золотых рыбок.

    В заключение можно сказать, что город Шахрисабз (Кеш) – древний и современный город, занимающий особое место не только в Средней Азии, но и в человеческой цивилизации. Период Амира Темура и Тимуридов занимает особое место в историческом развитии этого города.

 

Хазраткул Абруев,

Докторант Самаркандского государственного университета.