Интервью с Отабеком Умаровым, независимым научным сотрудником кафедры оптики Самаркандского государственного университета, докторантом Дебреценского университета в Венгрии

    - Что заставило вас выбрать путь науки? Почему вы сосредоточились на области физики?

    - В детстве меня очень интересовали физика и химия. После окончания школы я поступила в лицей при СамГУ. Во время учебы моя страсть к физике окрепла. После этого я продолжил обучение на физическом факультете Самаркандского государственного университета. Всемирно известные физики закончили эту школу...

    -Вы проводите исследования в Университете Дебрецена, Венгрия. Как вы вообще туда попали?

    - Цель моего приезда в Дебреценский университет - обмен зарубежным опытом, знаниями и навыками. Я работала в международном отделе Самаркандского государственного университета. Это основная мотивация для меня проводить научные исследования за рубежом. За время моей деятельности в международном отделе у меня была возможность работать, общаться и обмениваться идеями с иностранными профессорами и преподавателями, приехавшими в университет, гостями и представителями делегации. Во время этого процесса у меня также была мечта провести исследование за границей.

    - По какой теме вы ведете научную работу?

    - Моя научно-исследовательская работа посвящена теме «Динамика неадиабатических молекул под действием света». В рамках этого исследования я изучаю физические свойства, такие как геометрические и динамические свойства некоторых молекул, электронные структуры в молекулах и взаимодействия в присутствии внешней среды (в частности, при воздействии света).

    - Какие новые исследования проводятся в области физики в Дебреценском университете? Какие из них, по вашему мнению, следует внедрить в Узбекистане?

    - Здесь область физики в основном делится на две большие части; теоретическая физика и экспериментальная физика. Но местами кажется, что эти два раздела слились воедино. То есть экспериментаторы делают еще и теоретические расчеты. В вузе есть все необходимые условия для этого. Например, я физик, но я также учусь работать с несколькими компьютерными программами (C, FORTRAN, GSL, MCTDH, MOLPRO) для проведения теоретических расчетов. Сегодня мировые ученые в развитых странах проводят теоретические расчеты на основе не только физики, но и химии, биологии, математики, географии и компьютерных программ.

    Этот критерий также строго применяется в Университете Дебрецена. Целесообразно организовать в наших вузах лаборатории, оснащенные мощными компьютерами. Во-вторых, я считаю, что необходимо открывать группы с преподаванием на английском языке в области конкретных наук. Без этого невозможно превратить наши вузы во всемирно признанные университеты. Причина в том, что в то время, как наука и техника из года в год обновляются и модернизируются, использование в качестве учебников книг, созданных и переведенных в период Шуры, не отвечает требованиям времени.

    Практически во всех развитых странах мира и входящих в топ-1000 университетов есть программы обучения английскому языку. Например, 9 венгерских вузов входят в 1000 лучших всемирно признанных учебных заведений, и все они имеют программы, преподаваемые на английском языке, в том числе Дебреценский университет, занимающий 691-600 место в рейтинге QS, с более чем 70 англоязычными программами. 300 англоязычных групп или более 7000 иностранных студентов, обучающихся в них. Это означает 24% от общего числа студентов.

    Сегодня мы видим, что коррупции в вузах развитых стран практически нет. Поэтому важно сделать образовательные учреждения свободными от коррупции. Высшее учебное заведение – это место, где учителя, обучающие нашу молодежь, врачи, лечащие нас, когда мы болеем, сотрудники, обслуживающие нас, когда мы обращаемся в государственные организации, словом, готовят кадры, от которых зависит будущее страны. Поэтому в этом месте должны строго применяться критерии справедливости и прозрачности. Согласно недавнему отчету международной организации Transparency International, в 2021 году по низким показателям коррупции Узбекистан улучшил свои позиции на 6 позиций по сравнению с предыдущими годами и занял 140 место (в 2018 году 158 место). В связи с этим очень важно начать получать электронные анкеты от студентов в конце каждого семестра, чтобы оценить преподавательскую деятельность профессоров и преподавателей и предотвратить коррупцию.

    - Чем отличаются образовательные процессы и научные направления этого вуза от СамГУ? В чем преимущества и отличия?

    - Прежде всего, здесь студенты могут изучать иностранные (английский, японский, китайский, русский, корейский, немецкий, французский) языки на курсах, организованных университетом. Эти языковые курсы не являются обязательным предметом, то есть любой желающий может выбрать язык, зарегистрироваться и участвовать в курсах на этом языке. Студенты могут изучать иностранные языки бесплатно в течение двух семестров. Кроме того, созданы благоприятные условия для учителей. Например, для профессоров и преподавателей университетов строятся отдельные здания, где каждые два-три преподавателя или исследователя выделяют по одной комнате для преподавания, работы над собой и подготовки к лекциям. Также у нас докторантура 3 года, занятий для докторантов нет, а здесь эта ступень 4 (2+2) года. Докторанты тратят первые 2 года на преподавание и исследования, а остальные 2 года тратят исключительно на исследования.

    - Расскажите мне об университетской библиотеке.

    - В Университете Дебрецена всего 7 библиотек, и только Национальная библиотека университета является второй по величине библиотекой в ​​Венгрии. Библиотеки обслуживают студентов с 8 утра до 6 вечера, некоторые до 8 вечера.

    - Какие советы и рекомендации вы бы дали молодым исследователям, желающим продолжить работу за рубежом?

    - Самое главное - хорошо знать свое дело, быть зрелым специалистом. Во-вторых, им необходимо изучать иностранные языки, особенно английский. Потому что все новые знания и открытия сначала выходят на английском языке.

Самаркандский государственный университет

Сотрудник информационной службы

Беседовала Ирода Бекмуродова.