Объектом исследований, проводимых данной археологической экспедицией, действующей с 1944 года, в годы независимости нашей Республики, являются памятники каменного века Зарафшана, в частности Средне-Зарафшанского оазиса, расположенного на северном склоне Каратепинского хребта. горный хребет. В настоящее время выявлено и археологически закартировано более 30 памятников, на 10 из них проведены археологические раскопки. В частности, с 2017 года продолжаются исследования неолитического памятника Сазогон. Эти исследования покойного профессора. При участии зарубежных специалистов (М. Тоси, А. В. Виноградов, В. А. Ранов, К. Шимчак, Ф. Брюне, С. Мантелини) под научным руководством Мавлона Джуракулова и непосредственно под исполнительным руководством Нормухаммада Холматова, а также преподавателей кафедры, докторантов, магистров и бакалавров. Большое количество добытых археологических объектов экспонировалось в лаборатории музея археологии при кафедре.

    Результаты изучения этих памятников и научные инновации можно назвать вкладом в развитие науки археологии каменного века Узбекистана следующим образом:

    1. Выяснен вопрос об антропогенезе в масштабах оазиса на основе источников исследования памятников среднего палеолита (Алмабулок) в Средне-Зарафшанском оазисе.

    2. При изучении памятников каменного века оазиса получены ценные сведения о палеогеографическом, палеогеологическом, гидроморфологическом и современном физико-географическом поле.

    3. За годы независимости нашей республики относительно новый подход к типологическому анализу каменного оружия мезолитического пространства Сазогон 1, Открытие и приобретение новых Каракамарских, Саргорских пространств дали важную информацию о материальной культуре мезолитических сообществ оазиса. На этой основе в системе культур сообществ каменного века Зарафшанского оазиса выявлен неизвестный до недавнего времени культурный слой мезолитического периода (мезолитические памятники Чорбакты, Сазогон 1, Каракамар, Нижний мезолитический культурный слой Ашчигорского пространства-ок.АВВ. XI-IX тысячелетия до н. э.), достигших научного обоснования.

    4. Средне-Зарафшанский оазис. На основе исследования памятников каменного века северного склона горного массива Каратепа установлено, что этот район представлял собой уникальный «микрокультурный оазис» в изучении материальной культуры каменного века. сообщества. Это исследовано в памятнике периода Олмабулок мустье, нижнем культурном слое Ачилгорского ареала (XI-IX тыс. слой района Ачилгор, Сазогон 2 - неолит (7-5 ​​тыс. лет до н.э.), Тепакуль 4 - неолит (6-4 тыс. лет до н.э.), Джангал 1, Тепакуль 3 - неолит (5-3 тыс. лет до н.э.) памятники показать последовательность этапов исторического развития. На этой основе решается вопрос о единстве культуры общин каменного века и ее автохтонности (местной, коренной, местной).

    5. Научно обоснована сазогонская культура как самостоятельная культура в системе неолитических культур Среднеазиатского региона, определены исторические корни происхождения культуры. Доказано, что этот корень сформировался на основе материальной культуры нижнего мезолитического культурного слоя Самаркандской области, Чорбахтинских мезолитических памятников, Сазогон, Каракамар, Ачилгорского района. Здесь следует сказать о новом подходе к анализу существующих археологических ресурсов, приобретении новых археологических ресурсов, Кызылкум, Нижне-Зарафшанский оазис мезолита (памятники Чорбакти), неолитических сообществ (Эчкиликсай, Аякагитма, Дарёсой, Чорбакти. , памятники Хууджайли) поставили на повестку дня необходимость переосмысления вопроса о корнях культуры. С этой точки зрения, на основе анализа источников этих культур (каменная индустрия этих памятников имеет черты, характерные для палеолитических и мезолитических общностей Средней Азии) уместно сделать вывод.

    6. Сазогон 1,2, Джангал 1, Тепакуль 3,4, по находкам памятников Ачилгор (ступенчатое оружие, микролиты, орудия труда и каменные предметы, связанные с дроблением зерна), Орта Заравшан. первое земледельческое хозяйство на берегах крупных ручьев северного склона хребта Каратепа (где солнце падает круто, с мелким слоем почвы).

    7. При исследовании мест, связанных с культурой сазогон, имеется в виду, что неолитические сообщества сазогон имели взаимные культурные контакты с соседними сообществами Калтаминора (Нижний Аму и Зарафшан, Кызылкум), Центральной Ферганы и Хисара (территория Таджикистана). данных (в сырье каменной промышленности, керамике, каменных орудиях).

    8. В системе памятников культуры сазогон остатки очага, груды костных остатков животных, а также в связи с ними круглые каменные приспособления, и целое тело козла были обнаружены в районе Ачилгора. в районе Ачилгора и они были проанализированы вместе как комплекс религиозных верований и включены в науку археологии Узбекистана.

    9. Известно, что исследователи области связывали начало этнического процесса, формирование «этноса» с периодом последнего палеолита, причем более ярко этот процесс проявлялся в периоды мезолита и неолита на примере «археологические культуры», то есть признавали в своих исследованиях, что они являются самостоятельными этническими общностными объединениями. В масштабах Средней Азии об этом имеются сведения в исследованиях таких специалистов, как В.М.Массон, С.П.Толстов, А.В.Виноградов, У.Исламов, В.А.Ранов, Мавлон Джоракулов, Нормахаммад Холматов. На данный момент неолитические сообщества сазогона можно рассматривать как этнос, проживающий на определенной территории и выделяющийся своеобразием своей материальной культуры в системе соседних сообществ, хронологически одновозрастных.

 

Нормахамад Холматов

Самаркандский государственный университет

заведующий кафедрой археологии, профессор