«Творчество означает «бунт»…

Тилланисо Эшбаева, талантливая поэтесса, молодая писательница, вошедшая в мир литературы с такими произведениями, как «Дилхат» и «Сунбула», стала еще одной гостьей проекта «Сердце и перо».
- Какие новости в вашем творчестве, какие новые произведения вы намерены подарить любителям литературы?
- Сейчас я готовлюсь к защите диссертации. Также в эти дни готовится к изданию моя книга стихов "Кровь". В прошлом месяце я участвовала в Венецианском фестивале литературы и искусства, который проходил раз в два года. Он представляет собой фестиваль искусства и литературы со всего мира. Со следующей творческой поездкой в июле я поеду в Германию. Вместе с членами клуба «Давра» мы будем участвовать в Международном арт-фестивале «Documenta Fifteen», организованный Саодат Исмаиловой, режиссером и художником, выбранной из Центральной Азии. Во всяком случае, в последнее время, в свободное часы я стараюсь посвящать себя творчеству и научной работе.
- Нет такой вещи, как точилка. Например, если вы много работаете, вы не добьетесь хороших результатов, просто работая. Если вы регулярно читаете, вы не станете сильным писателем, просто читая. Если ты учишься, если ты работаешь, если ты не понимаешь жизни, если твое сердце не прошло огня жизни, то ты не сможешь написать хорошую работу. Творческое перо оттачивается тяжелым трудом, учебой, жизненным опытом и душевной болью.
- В вашем стиле есть боль, депрессия, в каком-то смысле бунт. Почему это?
- Если есть бунт, это здорово. На самом деле само творение есть бунт. Для меня большая честь знать, что вы видите бунт в моей работе. Писатель не может ничего написать, если в его сердце нет бунта. Быть креативным и говорить открыто — это своего рода бунт. В этом суть творения.
Когда дело доходит до депрессии и боли, у каждого есть свой способ понимания жизни. Кто-то понимает жизнь с радостью и счастьем, кто-то с болью и страданием. Я понимаю мир через боль. Вероятно это причина для творчества.
- Вы такой депрессивный человек в жизни?
- В каком-то смысле у меня плохая жизнь. Но это не значит, что в моей жизни много боли или душевных страданий. Но когда я одна, в моей душе бунт. Честно говоря, я начинаю «съедать» себя. В этом случае лучший способ справиться с болью и страданием — писать. Когда мои взгляды и реалии жизни не совпадают, я впадаю в депрессию.
- Кого вы читаете как писателя?
- В последнее время я читаю Джойса. Я прочитала много узбекской литературы, таких как Шукур Холмирзаев, Мурод Мухаммад Дост, Назар Эшанкул, Хуршид Достмухаммад. Мне также нравится наблюдать за молодыми артистами. На данный момент я должна изучать мировую философию через свои исследования. Вот почему я читаю больше постмодернизма в мировой литературе.
-Каждое произведение искусства отражает чувства автора. Что вы подразумеваете под "Санбула"?
- Студентов должны быть больше способны оценить это.
- Вы хотите, чтобы вас знали как поэта или писателя?
Сначала поэт, потом писатель. Потому что я начинала свою карьеру с написания стихов. Своё первое стихотворение я написала, когда училась в 1 классе. Мое первое стихотворение было о солнце.
- Каково было отношение к "Санбуле" и была ли критика?
- «Санбула» получила много критики. Но я не сталкивалась с критикой, которая была должным образом выражена. Считали, что произведение было написано неизвестным лицом. В целом, я никогда не относилась отрицательно к высказанным мнениям. Я принимаю критику.
- Чего вы боитесь в жизни?
- Я боюсь жить со страхом не добиться того, чего хочу.
- Что вы думаете о сегодняшнем литературном процессе?
-Сегодняшний литературный процесс находится в периоде эволюции. В процессе написания произведения и представления его читателю есть только две стороны: создатель и читатель. Общественно-политическая среда не вмешивается в этот процесс. Так что творец свободен в этом отношении. Теперь дело за создателем, чтобы заставить читателей следовать за ним. Однако обсуждение и критика созданного художественного произведения с литературоведческой точки зрения уменьшается. Уровень творчества измеряется размером аудитории, которая его читает, и тем, насколько произведение популярно. Социальные сети стали отличной площадкой для современной литературы. По правде говоря, аудитория шоу-бизнеса больше, чем аудитория писателей. Однако 30-40 лет назад было наоборот.
- Разве это не сами студенты?
- Наверное, так. Но создатели также должны иметь возможность контролировать постоянно меняющиеся мнения людей, а не быть поглощенными обществом.
- Говорят, что за любым успехом стоит жертва. Чем вы пожертвовали, прежде чем достигли нынешнего уровня?
- Когда жизнь что-то забирает у тебя, она дает тебе счастье понимать и расти. Когда я была молода, я начала большую жизнь с мечтами для каждой девушки. Сегодня я понимаю, что десять или пятнадцать лет назад я пожертвовала ради нее своим воображением, внешностью ее маленькой девочки и ее мечтами, когда пришло время.
- Если бы вам пришлось описать свою прошлую жизнь словами, какой жанр вы бы создали?
- Пусть пока это будет роман.
- Перейдем к традиционному вопросу: в каждом регионе страны есть своя литературная среда. Что вы можете сказать о литературной среде Самарканда?
- Много лет назад я ездила в Самаркандский государственный университет на мероприятие в рамках «Самаркандских вечеров поэзии». Эти воспоминания остаются самыми прекрасными, спокойными и искренними воспоминаниями в моей жизни. Самарканд имеет особый дух. Город дал узбекской литературе таких писателей, как Хуршид Даврон, Абдували Кутбиддин, Фахриёр, Гульжамол Аскарова, Айдиннисо, Феруза Хайруллаева. Таким образом, литературная среда Самарканда является важной частью современной узбекской литературы.
Репортер Ирода БЕКМУРОДОВА
Самаркандский государственный университет
Сотрудник отдела новостей.